marat2012 (marat2012) wrote,
marat2012
marat2012

Ешива- прямо дома !

Оригинал взят у arikra в Недельная глава Торы "Толдот". Ецер тов и ецер ра (доброе и дурное начала в человеке).
“И сказал Яаков: “Клянись же мне теперь!” И он поклялся ему и продал свое первородство Яакову. И дал Яаков Эйсаву хлеба и похлебку из чечевицы, и он поел, попил, встал и ушел, и пренебрег Эйсав первородством”
(Берешит 25:33,34)

“Похлебка” - “незид”
“Зад” (лазуд - инфинитив) - злоумышлять.
“Зед” - злоумышленник, злодей.

“Ибез” - от: “баз” - насмехаться; презирать, пренебрегать.
“Бехора” - первородство; первенство; перворожденная.

“Книга “Зоар” сообщает, что каждый рассказ в Торе предназначен для нашего обучения: как приблизиться к Свету Творца. Описываемые события кажутся, на первый взгляд, абсолютно историческими, но, если вглядеться в них более глубоко, то можно видеть, что они обучают нас связи с универсальными законами и тем самым - владению своей судьбой”
(Пятикнижие под редакцией Еуда Берга. Недельная глава “Толдот”).

Итак, мы видим связь продажи первородства с похлебкой, которая в иврите содержит в себе понятие злоумышления. И это принимается Эйсавом с желанием, граничащим с восторгом.
При этом Тора еще перед этой “продажей” приводит слова Эйсава: “...ведь я хожу на смерть, на что же мне первородство?” (Берешит 25:32),т.е. тем самым Тора предупреждает от скороспелых выводов якобы о “Яакове, обхитрившем Эйсава”.Т.е. это не было обманом, либо особым умением “продать”, а - естественным ходом события, соответствующего желанию Эйсава. И нужно понять, что же произошло на самом деле.

Максимальное удовлетворение Эйсавом этой похлебкой дает нам понять смысл происходящего: сработало правило “мера за меру”. Эйсаву было предоставлено то, что он сам из себя представлял: злодея, "идущего на смерть”. Последнее, согласно Мидрашу - связь Эйсава со злодейством.

Начало главы рассказывает о противостоянии близнецов еще в материнской утробе.
“Перворожденность” Эйсава на этом фоне сообщает нам,что человек - “зол от рождения”. "Злой” - в смысле “дурной”, т.е. рождается с дурными качествами (ецер ра). И только к 13-ти годам (бар мицва - совершеннолетие) начинает приобретать ответственность за свои действия, что характеризуется появлением доброго начала (ецер тов).
Отсюда понятно, что в этом рассказе Торы мы можем наблюдать противостояние в человеке добра и зла. Первым появляется зло, но затем оно трансформируется в добро, в случае духовной работы человека.

О Яакове сказано, что он - житель шатров. ”Шатры” - это временные жилища пастухов во время выпаса скота. Уход за домашними животными (умение ухаживать, кормить и оберегать) совмещается с жизнью в течение определенного времени в одиночестве (на дальних пастбищах), что дает время и возможности для появления философского мышления. Также “шатер” символизирует обучение в ешиве, которая является домом для духовного обучения.
Т.о., Яаков представляет собой ецер тов, стремящийся перебороть своего соперника с помощью нахождения в “шатрах”. "Похлебка” - ни что иное, как инструмент пользования своим телом, своим животным началом: не умерщвлять плоть различными отказами от материальности, а “кормить” ее тем, что имеется в наличии.

И Тора сообщает об удовлетворении Эйсава похлебкой и уступке Яакову первородства: т.е. ецер ра (дурное начало), с которым рождается человек - отдает свои позиции ецеру тов (доброму началу) - человек набирает духовные блага.

Затем Тора сообщает о похождениях отца близнецов - Ицхака, который “роет колодцы”, находит “живую воду”, идет по стопам своего отца Авраама (т.е.- духовное служение Единому, ибо “вода” символизирует Тору), а венчается все это договором с Авимелехом, царем Филистимлян, о чем они клянутся у очередного вырытого Ицхаком колодца (поэтому: Беер Шева - колодец клятвы).
Этот договор у колодца соответствует договору Яакова с Эйсавом (Эйсав - клянется и Авимелех клянется), только в более общем плане - общения с народами. В личном плане - это отвоевывание у ецер ра позиций, соответствующих своим многочисленным неисправным качествам.

Здесь колодцы - суть духовные достижения, в результате которых Ицхак “богатеет”, "знатнеет”, получает уважение местных народов, которые видят на его примере наличие у него благословения Свыше:

“И сказали они: увидели мы, что с тобой был Б-г; и сказали мы: да будет взаимная клятва между нами и тобой, и заключим с тобой союз. Чтобы ты нам не сделал зла, как и мы не дотрагивались до тебя; и как мы сделали тебе только добро и отпустили тебя с миром. Ты теперь благословенный Б-гом”.
(Берешит 26:28,29).

Этот рассказ о том, как ецер тов создается и усиливается в наших отцах благодаря их духовной работе, правильному восприятию своей сути и умению общения и обращения с ецер ра (Авимелехом). Только у такого отца - Ицхака - рождается хотя бы один из сыновей (Яаков) - его “потомком”, т.е. продолжателем его жизни и деятельности.

И только после этого сообщается о “передаче благословения” от отца к его духовному “порождению”. Этот эпизод также связан с “хитростью” (“мирма”).

“Мирма” - хитрость. ”Рама” - высота.
Т.е. ”хитрость” связана не с обманом, как кажется на первый взгляд при буквальном прочтении, а с тем, что человек, общающийся с ему подобными - не должен опускаться на низкий уровень собеседника, а наоборот- должен пытаться наладить с ним связь со своего уровня, стараясь дать ему то, что тому недостает.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments