marat2012 (marat2012) wrote,
marat2012
marat2012

Недельная глава Торы "Шофтим". "Пролитие крови".

К приближающемуся муслимскому "празднику" кровопролития.
И ещё- еврейство России не опасно; полезнаго же взять можно всякаго для себя, особенно привычку к интеллектуальным упражнениям.

Бог не есть любовь; точнее Бог есть любовь для того, кто уходит в умное делание.

////////////////////////
Оригинал взят у arikra в Недельная глава Торы "Шофтим". "Пролитие крови".
“Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих,которые Б-г,Вс-сильный твой,дает тебе,для колен твоих,чтобы судили они народ судом праведным.”

(Дварим 16:18)

“Шофет” (мн.ч.:шофтим) - судья

В начале отрывка из псалма Давида (34:14),читаемого в конце молитвы Амида,сказано:

“Б-г мой! Убереги язык мой от злословия и уста мои от лживых речей…”

“Уста” - сфатаим.(“Сфатай” - мои уста).

В этих двух словах (судьи и уста: “шофтим” и “сфатай”) две первые коренные буквы те же самые (шин-син и фэй),а третья имеет различие: в слове “шофтим” - буква “тет”,а в слове “ - “сфатай” - буква “тав”,но читаются они одинаково (звук “т”);
Схожесть слов говорит о схожести смысловой.

Непосредственно после этого отрывка из псалма Давида идет завершающий стих молитвы Амида:
“Устанавливающий мир в высотах Своих,Он пошлет мир нам и всему Израилю.И скажем: Амен!”

Судьи (и надсмотрщики),установленные в устах наших - устанавливают “мир нам и всему Израилю”.
“Мир” - “шалом” от “шлемут-совершенство.

Наше совершенство зависит от наших мыслей,речи и действия.
”Сфатаим” - инструмент речи: непременное условие духовного роста (или,не дай Б-г - падения),т.е. зависит от свободы выбора человека.

Недельная глава “Шофтим” читается во время наступления месяца Элул,а месяц этот - предверие Рош аШана,суть которого - проверка прошедшего года,раскаяние в совершенных ошибках и обязательство их не повторять.Последнее - признак тшувы,т.е.”возвращения” к истине. Т.е.месяц Элул - месяц подготовки к тшуве.

Так и в главе “Шофтим” основной темой является установка человека на правильное использование своих возможностей в мыслях,речи и делах,что называется: “поставить себе судей и надсмотрщиков во всех вратах своих”.”Врата” - все,что исходит от человека,т.е.на выходе.
Согласно правилу “мида кенегед мида” (мера за меру) получается,что,если на “твоих воротах” (шаареха) все в совершенстве,то открываются ворота “шлемут” (совершенства) (“...и пошлет мир…”).

И еще об одном важном инструменте сказано в этой главе Торы: об установлении городов-убежищ,в которые могли бы убежать от мстителя люди,совершившие непреднамеренное убийство.Совершившие преднамеренное убийство- забирались из этих городов-убежищ в случае их побега туда и по решению суда получали наказание.

Какая связь между установлением судей и надсмотрщиков и наличием городов-убежищ?

Если человек оберегает свои уста от ненужных или вредных слов и речей,то он заслуживает духовного состояния,при котором даже временные падения(которые неизбежны у живого человека) не достигают уровня падения,о котором сказано: “будет предан смерти” (т.е.наступление духовной смерти).Однако на практике может произойти такое “достижение” - и тогда предлагается инструмент “убегания от мстителя”.

“Кровомститель” - “гоэль адам”.
“Гоэль” - избавление,освобождение; спасение,искупление.
В данном случае - от крови.Это же слово имеет значение: искупление,спасение.Получается,что такой нарушитель обязательно подлежит искуплению своей вины,что на физическом уровне - убегание в город-убежище; но в случае намеренного убийства - умертвление кровомстителем.

Здесь имеется ввиду тшува,т.е.возвращение к истине является искуплением проступка ненамеренного убийства,а возвращение “в мир иной”(туда,откуда мы пришли в этот мир) - искуплением намеренного убийства.Искупление же в духовной области также является тшувой в случае исправления своих мидот,обусловленных отношением к ближнему, в результате соответствующего самоанализа.

Может быть,что человек старается исполнять заповеди как нужно,но на практике - что-то идет не так,вследствие чего происходит духовный застой или даже падение.И это можно исправить только обращением к духовному указанию,коим является Тора.Ее регулярное изучение приносит пользу душе,а в случае углубленного изучения появляется понимание,которое дает возможность найти изъяны в себе,изъяны,в служении Создателю.

“...не только люди деловые,но и “сидящие в шатре” - весь год находящиеся в “шатрах Торы” и “шатрах молитвы” - в месяце Элуль тоже должны находиться в “городе-убежище”.А для них “города-убежища” - это Тора и молитва.”
(Беседы Любавичского ребе.Глава “Шофтим”).

Т.о.вопрос “убегания в города-убежища” стоит для всех,в т.ч.и для людей,выполняющих служение на высоком уровне.Это означает,что имеется ввиду именно духовное “пролитие крови”.Т.е.это более высокая духовная ступень по-сравнению как с физическим “пролитием крови”,так и по-сравнению с духовным,но более низким уровнем.На каждом уровне может случиться “пролитие крови”,т.е.то,что на низком уровне является служением без недостатков,то на более высоком может оказаться “пролитием крови”.
Другими словами: поведение человека более высокого духовного уровня (его мысли,слова и дела) должно отличаться от того,как себя ведет стоящий ниже: требования к нему более строгие.Поэтому указание “поставить себе судей и надсмотрщиков” остается в силе для всех без исключения людей и на все времена.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments