marat2012 (marat2012) wrote,
marat2012
marat2012

Большое интервью журналу "Историк", об истории и не только

Оригинал взят у holmogor в Большое интервью журналу "Историк", об истории и не только
Большое интервью журналу "Историк" данное мною Татьяне Шабаевой. О детском приобщении к Истории, Карамзине и Соловьеве, Битве на Калке и многом другом.



– Егор Станиславович, вы иногда рассказываете, что заинтересовались историей с какого-то совсем уж раннего возраста. Что вы тогда читали и что понимали в книгах?

– История была моей страстью с того времени, как я научился читать. Одно из первых воспоминаний: я сижу на полу в нашей квартире на окраине Москвы (а значит мне меньше пяти лет, потом мы переехали) и пристально изучаю схему Куликовской битвы в замечательной «Книге будущих командиров» Анатолия Митяева. Чуть позже, я, забравшись на наш большой диван и построив стену из подушек, воображал себя защитником Рязани, о которой прочёл в «Батые» Владимира Яна. «Герой Саламина» Любови Воронковой, повесть о Фемистокле, навсегда влюбил меня в Древнюю Грецию, причём так сильно, что я и по сей день, по совести говоря, предпочитаю афинян спартанцам, хоть с тех пор и узнал про афинян много нехорошего. Лет в десять меня едва не утопили добрые друзья-соседи, решившие научить меня плавать в верхнем течении великой русской реки Волги. Я чудом выбрался, но сам инцидент помню хуже, чем тот факт, что после этого, обидевшись на всех, забрался на чердак и долго читал там «Нашествие Наполеона на Россию» Е.В. Тарле. До сих пор оттуда помню фотографию скульптурного изображения русского ополченца-крестьянина. Я в детстве предпочитал играть в солдатики (был, к примеру, такой знаменитый набор «Ледовое побоище»), обожал смотреть по телевизору исторические фильмы. Потом мы жили почти в центре Москвы, на Таганке, и историческое было вокруг меня.

– Если без натяжек – какие книги сегодня могут пробудить у детей интерес к истории?

– Нет такой «волшебной книжки», которая затянет любого. Высокий интерес к истории – производное от общего количества и качества книг в доме. Мой отец был актёром Театра на Таганке, где требовалась обширная литературная и общеобразовательная подготовка. И наш дом буквально лопался от самых разнообразных книг. Специальных исторических было не так много, но хватало художественной литературы, альбомов, ЖЗЛ… Иногда отец привозил что-то интересное из загранпоездок: я помню альбом о дворце Фридриха II в Потсдаме – Сан-Суси, альбом о замках Чехии, богато иллюстрированную книгу о Франции, в которой я ничего не понимал, но там была карта исторических достопримечательностей, и я её помнил наизусть.

Дети вообще не так уж много читают. Чтение – это довольно серьезный труд и этому труду надо научиться. Зато детей притягивают картинки. Очень жаль, что сейчас государство подходит к школьным учебникам по истории кое-как. И со стороны содержания, но ещё и со стороны оформления – оно откровенно проходное. Наши учебники истории, при всём убожестве содержания некоторых из них, были очень красиво оформлены, содержали массу интересного визуального материала, были иконически насыщенными (да, пожалуй именно так, — «иконически насыщенными»), и в результате с ними хотелось ознакомиться задолго до того, как ты дорастал до соответствующего класса. Я помню, как на дачу детского сада в семь лет, перед школой, отправился с учебником «Истории СССР» XIX века – не знаю уж, что я там понимал, но там было много картинок.

http://историк.рф/special_posts/istoriu-natsii-mog-by-napisat-pushkin/


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments